Современные методы полиграфии позволяют максимально точно передать цвета и оттенки, задуманные заказчиком, но существует множество факторов, которые могут эту точность снизить - например, нестандартный материал и в целом его качество, влияние лакового покрытия и других декоративных элементов. Чтобы определить, как именно выбранный заказчиком цвет будет ложиться на материал, существует цветопроба для печати.
Как делается цветопроба в полиграфии?
Важно понимать, что цвета на экране и на физическом носителе - бумаге, картоне или пластике, будут визуально отличаться. Всё дело во внутреннем свете, который излучает экран. Его влияние делает любой цвет ярче, потому стоит быть готовым, что при печати в любом случае получится более тусклый оттенок. Крайне не рекомендуется отказываться от цветопробы, даже если тираж нужен срочно - если используются сложные оттенки или материалы, не получится даже приблизительно предположить, каким будет результат.
Как сделать цветопробу в типографии:
- Заказчик, имея готовый в плане цветов макет, отсылает его в полиграфию.
- Специалисты полиграфии собирают пробный образец из всех предоставленных оттенков.
- Далее выбирается способ, которым будет проведена проверка: цифровой, аналоговый или оффсетный. Всё зависит от наличия у заказчика времени, размера бюджета и требуемой точности пробы.
- Так как понятие соответствия цветов друг другу относительно (даже одно и то же изображение два человека с разным восприятием цветов будут воспринимать по-разному), проводится контролный тест на цветовые различия.
- Если никаких претензий у заказчика нет, процесс работы над тиражом идёт дальше.
В том случае, если результат не подходит, придётся вернуться к этапу макета - то есть, редактировать оттенки так, чтобы на запланированных материалах цвет выглядел именно так, как нужно. Данной задачей должен заниматься либо дизайнер проекта, либо предпечатные специалисты в типографии. Также можно попробовать более точные варианты цветопробы. Например, оффсетный метод, при котором используются настоящие станки, даст наиболее точный результат, но также будет и самым дорогим. Разумно прибегать к этому методу, когда тираж дорогой и необходимо исключить даже самую маленькую вероятность ошибки.
Что может повлиять на отображение цвета на носителе?
Факторов множество - именно поэтому цветопроба в полиграфии делается в обязательном порядке. Существуют стандартизированные показатели - например, в типографии точно могут сказать, как ляжет цвет на белую бумагу стандартной толщины или глянцевый флаер, так как с подобными заказами приходит абсолютное большинство пользователей.
Но если ваш материал существенно отличается по плотности, имеет нестандартный цвет (серый или любой другой оттеночный), а на финальных этапах печати планируется ламинирование или глиттер, то задача усложняется. Золотое правило - чем выше стоимость тиража, тем больше необходимость качественной проверки. Специалисты полиграфии могут сказать, как делать цветопробу именно вам, сразу после знакомства с макетом.
Как делать цветопробу для печати: основные методы
Существует несколько способов протестировать цвет - можно выбрать любой соответствующий вашему бюджету и важности тиража. Иногда использовать высокоточные методы просто непрактично - стоимость такой проверки может даже превышать затраты на сам тираж.
Цифровой способ
Сейчас таким способом делают большинство тестов - всё благодаря оптимальному балансу между ценой и точностью. Специальная программа, имитирующая реальные станки, моделирует "итоговые" цвета, учитывая заданную информацию - оттенки макета, материал печати, краски типографии, где будет выходить тираж. Способ очень популярный, так как закрывает потребность большинства заказчиков, делает это быстро и недорого, а также позволяет вносить правки в палитру прямо в процессе.
Аналоговый способ
Классический способ, единственный до появления программ-имитаторов станков и до сих пор очень популярный. Делается следующим образом - на компьютере делается пробник с оттенками заказчика и распечатывается с помощью профессионального принтера либо на цветопробную бумагу, идеально подходящую для целей проверки, либо на реальный образец тиражного материала. Полученный результат физически показывается заказчику как предварительный вид тиража. Главный недостаток метода - не получится сделать его дистанционно, так как камера может исказить пробу.
Оффсетный способ
Это уже не проба, а единичный пробный тираж. Прибегают к нему редко из-за высокой стоимости, но если цена ошибки для итогового тиража слишком высока, то для заказчика это единственный вариант получить гарантии корректного отображения своего макета. Делается, как правило, по индивидуальной договорённости с типографией.
Если у вас стандартизированный заказ вроде недорогих рекламных буклетов, большого баннера или клеевой плёнки, то хватит простых проб. Более высокоточные методы следует использовать в следующих случаях:
- брендированные товары - точное соблюдение брендовых запатентованных оттенков иногда возможно только с применением "пантонов";
- товары премиум-сегмента или дорогая упаковка;
- сложная печатная продукция - например, книги или журналы.
Если результат цветопробы получился недостаточно точным, рекомендуется воспользоваться более точным методом, если это не превышает бюджет тиража.